В среду 18 марта концерн General Motors распространил пресс-релиз, в котором сообщил о своем намерении пересмотреть модель развития своих автомобильных брендов. Ничего интересного, вроде бы. Да, если бы только бизнес-модель долгосрочного развития не касалась российского рынка.
Американский концерн решил отказаться от российского производства и поставок в Россию автомобилей марки Opel. Кроме того, в РФ также ограничиваются продажи автомобилей Chevrolet массовых сегментов. Остается только Cadillac и несколько премиальных моделей Chevrolet – Camaro, Corvette и Tahoe.
Кроме того, до середины года GM законсервирует автосборочное предприятие в Санкт-Петербурге и прекратит контрактную сборку автомобилей на площадке в Нижнем Новгороде. «Отверточная» сборка автомобилей на калининградском «Автоторе» уже остановлена.
По словам руководства компании, такое решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой. Другими словами, в GM решили не вкладывать деньги в российский рынок, не зная наверняка, вернуться ли они им обратно. Более того, чтобы не потерять больше потом, концерн готов потратить сегодня $600 млн на трансформацию дилерской сети, отмену ранее заключенных контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников.
Вполне возможно, что решение могло быть иным, если бы ранее GM больше вкладывался в повышение уровня локализации производства. Несмотря на подписанное соглашение с правительством о промсборке, предусматривающее высокий уровень локализации, он на самом деле не превышал 25%. В Калининграде и вовсе обходились крупноузловой сборкой», завершить перевооружение петербургского завода до кризисов и санкций не успели. Кроме того, GM как-то незаметно прекратил продажи в России автомобилей в низком ценовом сегменте. В результате объемы реализации Chevrolet стали падать, а катастрофическое снижение рубля по отношению к другим валютам (в том числе и к корейской воне) привело к тому, что цены на автомобили выросли почти вдвое. И российская прописка большинства из них не смогла удержать цены на приемлемом уровне (вот она – «темная» сторона «отверточной» сборки).
Единственное светлое пятно во всей этой истории – Chevrolet Niva, которую собирают на СП «GM-АВТОВАЗ». Это единственный проект, который, во-первых, использует высокий уровень локализации, а, во-вторых, обеспечивает те объемы продаж, которые предусматривают возможность продолжения деятельности. Но и здесь не обошлось без проблем. Строительство и оборудование завода, на котором в следующем году должно было начаться производство Chevrolet Niva нового поколения, остановлено на неопределенный срок. Это означает, что премьера новой «Шнивы» откладывается. А жаль!
В GM обещают, что продолжат работать с дилерской сетью (распродадут остатки) и обеспечат поставку запчастей и надлежащий сервис владельцам автомобилей Opel и Chevrolet. Как объяснили в представительстве, поддержка эта будет осуществляться на протяжении как минимум 10 лет.
Что будет дальше? Не будем загадывать так далеко. К этому времени кризис наверняка останется позади, о санкциях забудут как о страшном сне, а российско-американская дружба будет крепкой как никогда. А это значит, что GM вернется, обязательно вернется - как и в старые добрые времена будет продавать и обслуживать в России автомобили Opel и Chevrolet.
Последние новости:
BMW представляет гибридную версию X5
Bentley Bentayga тестируют у Северного полярного круга
Последователя BMW Z4 выпустят до 2020 года
Audi работает над кроссовером ниже Q1
Mercedes-Benz не принял окончательного решения по заводу в России